Главная » Статьи » СЛОВАРЬ создателя медиатекста » Т |
Табу́ - термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических запретов - системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу. 1. Невербальные табу можно обозначить как часть социального кодекса какого–либо общества, которое определяет, какие действия и поступки в нём неприемлемы. К невербальному табу можно отнести, например, помимо жестов, мимики и др., коммуникативно–значимое молчание. 2. Табу как словесное или языковое явление обозначает «запрет на употребление определенных слов, вызванный в основном социальными факторами: этикетом, цензурой, степенью тактичности говорящего и т. д.». К настоящему перечню факторов относятся также социально–политические, культурные и эмоциональные. Целью табу, с данной точки зрения, является запрет не самого понятия, а слова, его обозначающего. То есть суть табу заключается в замене или преобразовании одного названия другим, более приемлемым в определенной ситуации (см. эвфемизм). 3. Табу как коммуникативное явление носит характер неписаных законов, о которых знают члены определенного языкового коллектива, но говорить о которых по тем или иным причинам представляется неудобным. 4. В рамках описания табу исследователи выделяют: 4a) языковые, тематические и контактные; 4b) выраженные и невыраженные; 4c) жёсткие и мягкие; 4d) экстралингвистические, архаичные и этикетные. 5. Мотивация табуирования данных сфер следующая: 5a) табу из–за боязни, страха; 5b) табу из деликатности; 5c) табу из соблюдения приличия; 5d) табу из чувства социального такта. 6. Соотношение вербальных и невербальных табу можно выразить следующим образом: 6a) табуирование действий и выражения действий, находящихся под абсолютным запретом («Об этом не говорят и этого не делают»). Например: инцест; 6b) выражение табуированных действий путём использования этикетных средств («Об этом не говорят открыто, но совершают»). Например: функции тела; 6c) камуфлирование при выражении табуированных действий с помощью замены одних выражений – другими («Вообще этого не делают, но, если всё же это делают, то говорят об этом, подменяя понятия»). Например: «Операция» вместо «Война». 7. Можно сделать следующие выводы в отношении табу и их роли в деятельности социума: 7a) табу всегда обладает параметром мотивированности; 7b) все табу имеют ярко выраженную культурную специфику, которая и определяет сферы табуирования, степень табуирования данных сфер, выбор языковых и коммуникативных средств для выражения табу; 7c) во всех видах институционального дискурса обязательно происходит сознательное нормирование языка, поэтому табу неизбежно предполагает эвфемизацию; 7d) незнание и неумение распознавать и камуфлировать табу ведет к неправильному восприятию и, соответственно, оценке речевых действий партнеров, что влечёт за собой коммуникативные неудачи. 7e) табу неизбежны: они обусловливают выбор коммуникативных тактик, поддерживая определенный культурный уровень коммуникации, а также этические нормы коммуникативного поведения. | |
Просмотров: 718 | |
Всего комментариев: 0 | |