Тип настройки автора текста рецензии: Сатурн. Образ автора текста рецензии: Авторитет.
«Асса» – большой котел, где намешаны элементы разных жанров и стилей, но по сути мы имеем дело с поэзией. Очень своеобразные буколики, что-то среднее между эпосом и драмой, где вместо пастушьего быта изображен быт граждан позднего СССР. Мышление кинорежиссера по своему характеру – «монтажное», стыковка кадров осуществляется как стыковка смыслов, природа такого мышления вообще не подразумевает какую-либо формально-логическую, например сюжетную, связь между кадрами. Сценарий здесь выступает как путеводитель, не более. Ну а законы монтажа определяют возможные ошибки (так называемые скачки) и служат ограничителями, стоп-факторами монтажно-поэтического мышления.
Именно в типе мышления, который захватывает вслед за режиссером и зрителя, заключена подлинная сила кино. Поэт, действующий исключительно словом, может воздействовать только на подготовленные жизненными обстоятельствами, «настроенные» струны читателя, в этом смысле художественное слово – это все-таки элитарное искусство. Зрительные образы действуют на зрителя ломовым образом. Кино – это поэзия для масс. Но настоящая поэзия никогда не сводится к одному только мышлению. Режиссер имеет возможность объединить видимое и невидимое, действие на съемочной площадке и тонкие токи идущих по миру смыслов, в себе, и озвучить своим сердцем. Обычно режиссеры, в том числе известные и любимые, способны на поэтическое мышление лишь чисто технически – на настоящую поэзию их не хватает. К Соловьеву это не относится. Владея техникой, он делает нечто большее, достойно продолжая дело больших русских поэтов. Это самое главное в его творчестве.
См. 9 стилей, или 9 настроек автора текста |