Тип настройки автора текста рецензии: Сатурн. Образ автора текста рецензии: Авторитет.
Как свидетельствовали сами авторы картины, космический корабль «Ностромо» – это самое обычное межпланетное транспортное средство, везущее самый обычный межпланетный груз. И экипаж самый свойский – реальные космические дальнобойщики. Известно, что «Чужой» создавался на волне огромного интереса к вышедшим в 1977-м «Звездным войнам»; как вспоминал один из авторов, Дэн О’Бэннон, «они хотели „проскочить“ вслед за „Звёздными войнами“, и проскочить быстро, а единственным сценарием с космическим кораблём на их столе был „Чужой“». В те годы маркетинг был еще достаточно молод и не скалил зубы как «непобедимая тварь»; во главу угла киностудии помещали художественный принцип. А он гласит, что создавать копию чужого замысла – некрасиво и в целом некруто. И если в ЗВ были герои, принцессы и супер-роботы, то здесь у нас будут простые парни (девушки в том числе), одна страшная непонятная тварь и обезличенная, среднего класса Matrix. Трапеза не будет отличаться от обеда в шоферской столовке, и если «закоротило», сладкая парочка электриков станет чинить тем же инструментом и с тем же выражением лиц, что и щитовую в подъезде.
В «Чужом» еще до конфликта действующих лиц возникает конфликт атмосфер: космической пустоты, из которой может нарисоваться любая страшная тварь, да и не только тварь, а вообще всё, что угодно – и человеческого общежития, где люди работают, курят, обедают, ругаются и шутят как у себя дома. Создавать атмосферу в кино – это вообще великое дело, которое сейчас, в современном кинематографе, почти не востребовано. И практически утеряно мастерство. Атмосфера может быть создана только в неспешной среде, она сгущается, она нарастает, она въедается в чувства зрителя, ее нельзя передать одними объектами в кадре – только сфокусированным намерением режиссера, вложенным в материальный носитель, в выверенную их совокупность. В глазах современного деятеля кино, это всё лишние энергетические затраты, вкупе с дополнительными расходами материальных ресурсов. Вместо того, чтобы погружать в пространство, в атмосферу, сейчас зрителю дают лишь представление о пространстве и формулу атмосферы. Несколько коротких планов предоставляют зрению нужный код, и мозг зрителя получает функциональное, адаптированное к стремительному ходу сюжета описание куска реальности – вместо полноценного погружения в этот «кусок». Но не таким ли точно образом, уже много сотен лет, человечество пытается устроить всю свою сознательную жизнь? Упаковки вместо смыслов слов, описания эмоций вместо чувств, пища вместо энергии? Кажется, андроид – на самом деле не андроид вовсе. А – человек, XXI века. Такое вот предупреждение от персонажа, которого, кстати, поперек замысла сценаристов ввел продюсер фильма, Уолтер Хилл.
См. 9 стилей, или 9 настроек автора текста |