Каталог файлов
Главная » Файлы » Рецензии на кино » Конформист (Il conformista, 1970)

Когда-то и мы любили быть умными…
02.03.2020, 10:36

Тип настройки автора текста рецензии: Юпитер. Образ автора текста рецензии: Циник.

Перечислим элементы, разворачивающие «Конформиста» в сторону высоколобой интеллектуальной истории: платоновский миф о пещере, идеи которого время от времени всплывают в разговорах персонажей, или в том же лейтмотиве слепоты; символизм танца, который обыгрывается не только в сценах на корабле и в студии Анны Квадри, но и в статике, в отдельных позах действующих лиц, например танцовщицы на столе министра; постоянные навязчивые повторения, как дань фрейдизму, да и вообще, система персонажей, практически целиком рассмотренная автором через призму психоанализа; двойники и двойничество; аллюзии на вымышленных персонажей и реальных исторических личностей; закольцованные аллегории; зашифрованные смыслы в именах героев; визуальные метафоры типа смирительной рубашки отца; знаковая роль художественных приемов, того же сюрреализма; скрытая полемика с Годаром и соотнесение личных идей персонажей с ключевыми идеями общества того времени.

У «головных» режиссеров имеется своя аудитория, поэтому отказывать им глупо и даже неприлично. Вот, например, сегодня попался на глаза отзыв к фильму «мама!»: «…Оказалось, что каждая деталь не просто так. Конечно, все выглядит странно, но надо почитать рецензии, и только тогда откроется вся глубина происходящего. Аронофски гений…» Наверное, кто-то и Тарковского, с его архетипическими образами, смотрит с раскрытой хрестоматией психоанализа в руках: «Вот, и я теперь буду умный!»

Символ, не прошедший через личное бессознательное, не существует ни для автора, ни для зрителя. Он тогда и не символ вовсе, а элементарная аллегория, в которой движение смысла обрывается даже не начавшись, без шансов взорвать энергию реципиента. Хорошо, что в «Конформисте» оказалось так много всего, что отвлечь внимание критиков и умных зрителей бросая им кость, было проще простого. А в стороне от уханья, лая и подвывания идеям фильма, нарочито громко озвученным самим режиссером, осталась стоять неразгаданная драма человека, который в старости будет солить огурцы. «Кино про Алексеева» не удалось только потому, что «Конформист» своей глубиной закрыл тему навеки.

См. 9 стилей, или 9 настроек автора медиатекста

Категория: Конформист (Il conformista, 1970) | Добавил: atamanov | Теги: циник, юпитер
Просмотров: 92 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]