Каталог файлов
Главная » Файлы » Рецензии на кино » Матрица (The Matrix, 1999)

Экстраполирование в жизненные ситуации
10.01.2020, 21:00

Тип настройки автора текста рецензии: Меркурий. Образ автора текста рецензии: Мессия.

Известный критик Роджер Эберт, посмотрев «Матрицу», ничтоже сумняшеся заявил: "Был бы фильм хорош, да стрелялки все испортили". Примитивно, мол, теперь вышло, не по-художественному. Действительно, можно понять этого Эберта. Ему, может, и хлеб простой в рот не заходит, только с рецептурными изысками. На то и критик, скажете вы, чтобы понимать не сердцем, а головой, а еще он в нее ест. Согласен с вами, мутузит чужое произведение словно грушу: ни чувства, ни совести, лишь бы мышцами поиграть, от уха до уха. Проведем здесь тонкую границу: мы не критики, мы выступили из тьмы зрительного зала, чтобы не прерывалась пунктирная линия понимания – от человека, автора, к другому человеку-автору. Мы черточки прореженной разметки, той, что прокладывают на шоссе для сочетания «хочу» и «должен». Если мы именно такие, ни больше ни меньше, нам сразу же становятся понятны три обстоятельства, связанные со "стрелялками" в "Матрице".

Во-первых, авторам очень хотелось попалить, погоняться, они ведь геймеры! А если очень хочется, то и пусть! Визуальные части соединяют между собой неудержимые желания автора, материал пропитывается их жизненными соками, силой, энергией. Автор должен суметь сконцентрировать в себе личное, не разжижать его, а сгущать, чтобы пропитать этим составом ткань произведения и добиться-таки материализации своих желаний в выдумке. Главное, чтобы страсть была ко всему, а не как у одного знакомого, который снял штук шесть учебных этюдов, в каждом из которых главного героя бросает женщина, и кара раз за разом "настигает ее".

Таким образом, во-вторых, идея, которая владеет автором, не должна сводиться к конкретной сюжетной схеме, не должна поглощать его внимание, не должна становиться идеей-фикс. И тогда соки личного бессознательного (о котором мы только что говорили), пропитают любую идею, и вот тогда она получит свою конкретность, станет пропитанным куском хорошего пирога. Но сама идея приходит оттуда, где нет никаких пирогов. И в «Матрице» исходная идея по-прежнему невыразима, несмотря на всю простоту и понятность сюжета. Логика восточных традиций (сколько бы аллюзий на них в фильме ни содержалось) не играет ровно никакой роли, пока авторы придерживаются позиции Нео, а не Меровингена: я знаю, что, чем больше я узнаЮ, тем больше передо мной открывается Море Неизвестного. Баланс между невыразимостью идеи и концентрацией личных, конкретных желаний автора, и есть определяющий баланс, невидимый вектор произведения.

В-третьих, если автор поддерживает такой баланс, "стрелялки" и "погони" становятся частью того самого невыразимого Абстрактного, которое каждый зритель раскрывает на свой лад. Мы приведем три примера. Что такое "драка" Нео с полчищами "одинаковых" смитов? Вам никогда не приходилось уворачиваться от десятков, сотен неблагоприятных жизненных обстоятельств, которые только кажутся "разнообразными", но, по сути, все на одно «лицо»? О том, что делать в таких случаях, шарашат советы сотни шарлатанов в своих бестселлерах, но вместо этого Нео дает вам конкретно-абстрактный пример: он концентрирует свою энергию и делает прыжок в иную сферу. Вы можете успеть зацепиться за состояние героя и взмыть в небо, как это делает он. Ничего больше, никаких слов, никаких «рекомендаций». А вам приходилось вести бой, психологический бой, например с начальником, на ограниченной (обстоятельствами) территории? Когда вы не можете выйти за периметр исходных данных, но должны победить, возможно, даже не его, а что-то в себе – гордыню или самомнение, например? Не напоминает поединок Морфеуса на крыше фуры? А ощущение, как вы уворачиваетесь от направленных в вашу сторону неприятельских действий-пуль – не похоже на состояние Тринити, за рулем мотоцикла на хайвее? Критики усмехнутся: мол, так можно понять любую драку или погоню. Можно! Но шансов больше у зрителя тех идей, в которые авторы вложили энергию своего бессознательного. А не просто «технично сработали». Я ведь просто зритель и имею возможность видеть, как Вачовски вкладывают Абстрактное в каждый квадратный миллиметр экранного действия. И неважно, что в этом миллиметре, по своей форме, происходит. Автор в порнографию способен потенциально смысл вложить, в анимацию из черточек - - - - - - - - -! Я просто экстраполирую и прохожу точку за точкой на частоте их волны, их символизма. И в какой-то момент сознанием, а не головой, я постигаю, почему ни один из персонажей экшена не устает, и даже не учащает дыхания. Драться нужно, будучи уже мертвым. И это такой мой смысл, который не подлежит конкретной критике.

См. 9 стилей, или 9 настроек автора текста

Категория: Матрица (The Matrix, 1999) | Добавил: atamanov | Теги: 4-3-6-1-5-2, Меркурий, мессия
Просмотров: 519 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]