Каталог файлов
Главная » Файлы » Рецензии на кино » Матрица (The Matrix, 1999)

Экстраполирование в жизненные ситуации
10.01.2020, 21:00

Тип настройки автора текста рецензии: Меркурий. Образ автора текста рецензии: Мессия.

Известный критик Роджер Эберт, посмотрев «Матрицу», ничтоже сумняшеся заявил: "Был бы фильм хорош, да стрелялки все испортили". Примитивно, мол, теперь вышло, не по-художественному. Действительно, можно понять этого Эберта. Ему, может, и хлеб простой в рот не заходит, только с рецептурными изысками. На то и критик, скажете вы, чтобы понимать не сердцем, а головой, а еще он в нее ест. Согласен с вами, мутузит чужое произведение словно грушу: ни чувства, ни совести, лишь бы мышцами поиграть, от уха до уха. Проведем здесь тонкую границу: мы не критики, мы выступили из тьмы зрительного зала, чтобы не прерывалась пунктирная линия понимания – от человека, автора, к другому человеку-автору. Мы – черточки прореженной разметки, той, что прокладывают на шоссе для высоких скоростей и длинных дистанций. Если мы именно такие, ни больше, ни меньше, нам сразу же становятся понятными три обстоятельства, связанных со "стрелялками" в "Матрице".

Во-первых, авторам очень хотелось попалить, погоняться, они ведь геймеры! А если очень хочется, то и пусть! Строительный материал фильма складывается из неудержимых желаний автора, и только в таком материале есть сок, сила, энергия. Автор должен суметь сконцентрировать в себе личное, не разжижать его, а сгущать, чтобы пропитать этим составом ткань произведения и добиться-таки материализации своих желаний в выдумке.

Главное, чтобы страсть была ко всему, а не как у одного студента, который снял штук шесть учебных этюдов, в каждом из которых главного героя бросает женщина, и кара раз за разом "настигает ее".  Автор должен быть поглощен идеей-фикс невыразимого свойства, тогда бессознательное зашевелится по всем фронтам, а не только в одной плоскости личных обид и "унижений". И в Матрице идея все-таки невыразима, несмотря на простоту и понятность сюжета. Логика конкретных восточных учений, сколько бы аллюзий на них в фильме ни содержалось, не играет ровно никакой роли, пока авторы придерживаются позиции Нео, а не Меровингена: я знаю, что, чем больше я узнаю, тем больше передо мной открывается непознаваемого. Одновременное пребывание автора в невыразимом и в стремлении выразить невыразимое определяет вектор движения в художественном материале.

В-третьих, если автор удерживает такой вектор, "стрелялки" и "погони" становятся частью того самого невыразимого абстрактного символа, который зритель воспринимает на свой лад. Приведем три примера. Что такое "драка" Нео с полчищами "одинаковых" смитов? Вам никогда не приходилось уворачиваться от десятков, сотен неблагоприятных жизненных обстоятельств, которые только кажутся "разнообразными", но по сути, все на одно лицо, поскольку природа иллюзии у них одна? Психологи, как модераторы этой Великой Иллюзии, дают сотни советов своим клиентам, как справиться.  Нео вместо этого дает "визуальный" пример: он концентрирует свою энергию и делает прыжок в иную сферу. Вы можете зацепиться за состояние героя и взмыть в небо, как это делает он. Ничего больше, никаких слов, никаких объяснений. А вам приходилось вести бой, психологический бой, с тираном-начальником, на ограниченной, например обстоятельствами, территории? Когда вы не можете выйти за периметр исходных данных, но должны победить, возможно, даже не его, а что-то в себе – гордыню или, скажем, самомнение? Не напоминает поединок Морфеуса на крыше фуры? А мне вот напоминает! А еще у меня возникает  ощущение, что я могу уворачиваться от направленных изнутри страхов – в состоянии пилота, как Тринити за рулем мотоцикла на хайвее.

Бред сумасшедшего? Так можно понять любую драку или погоню? Можно! Но я не считаю себя сумасшедшим, я считаю себя увлеченным зрителем, который настроил свое внимание и имеет возможность ВИДЕТЬ, как авторы вкладывают Абстрактное в каждый миллиметр экранного действия, что бы в этом миллиметре, во внешних формах, ни происходило. Они бы, с таким настроем, и в порнографию нужное настроение смогли бы вложить, и в анимацию из черточек

- - - - - - - - -- - - - - - - - -- - - - - - - - -- - - - - - - - -- - - - - - - - -- - - - - - - - -

Я просто экстраполирую и прохожу точку за точкой на частоте их волны, их символизма. И в какой-то момент сознанием, а не умом, я постигаю, почему ни один из персонажей экшена не устает, даже дыхание ни у кого не учащается. Драться нужно, будучи уже мертвым. И это такой мой смысл, который не подлежит критике.

См. 9 стилей, или 9 настроек автора медиатекста

Категория: Матрица (The Matrix, 1999) | Добавил: atamanov | Теги: Меркурий, мессия
Просмотров: 125 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]