Фантастику любят все. Когда человек хочет «что-нибудь посмотреть», он вряд ли откажется от «хорошего» фантастического фильма. Но сможет ли он охарактеризовать, хотя бы в двух словах, что для него значит «хороший»? Приключение должно быть интересным. Триллер – захватывающим. Комедия – смешной, трагедия – глубокой, мелодрама – насыщенной отношениями обаятельных героев. Трагикомедия, любимый жанр ценителей кино, дает нам взгляд на мир: свежий, умытый слезами горя и радости, слегка безрассудный и ветреный и, под конец, обязательно смелый. А что же фантастика? На портале Afisha.ru находится 1742 фильма по этому фильтру. А безусловно хороших из них – не более двадцати. «Район № 9», пилотный проект никому не известных телевизионщиков из Южной Африки, в какие-то пару лет стал безусловной классикой жанра.
Фильм сделан не для «своих», он сделан для себя. Геймеры могут объединиться в IT-корпорации и создать ту игру, которую они хотят сами, а не ту, которая представлена на рынке. По сути, фильм сотворен зрителями, которые не задумывались, кто они – сценаристы, режиссеры или актеры, просто хотели сделать нормальное кино. Нечто похожее на опыт Troma Entertainment и ее «Каннибал! Мюзикл»: «Правила устанавливаем мы!» Шарлто Копли импровизировал по ходу своих монологов, а всех пришельцев запросто оставили без «перевода» (в компьютерной игре всяким существам полагается ведь издавать звуки, но это же не значит, что эти звуки обязательно следует наделять смыслом). Публике был нужен нормальный железный космический корабль, с кучей отсеков (хотя бы при взгляде снаружи), с налетом ржавчины, но при этом управляемый, как положено, с помощью крутых голографических дисплеев. В корабле должны быть «нормальные» инопланетяне – моллюски, конечно, но передвигающиеся вертикально, как разумные существа, то есть при помощи конечностей. Ну и так далее. С хрена нам изыски? – Хлеба и зрелищ! Раз прилетели, значит – колонией, миллионами особей; с человечеством должен быть обозначен четкий конфликт; без сверхоружия не обойтись, и зараза для людей не помешает, конечно, лучше всего – чтобы человеческие особи мутировали физически, прямо в кадре...
Хорошая фантастика должна быть соткана из десятков, если не сотен мифов, живущих в бессознательном современного человека. Молодые авторы не задумывались – тащили из своего и ковали, пока горячо. А когда ты молод, хочешь всех сразу «порвать» – так почему бы не сотворить сходу культовую вещь? Тем более что ты на телесном уровне, до самых потрохов, веришь в создания на экране. Это – жизнь твоя сейчас, а не профессиональная режиссура.