Тип настройки автора текста рецензии: Сатурн. Образ автора текста рецензии: Авторитет.
Станция в Космосе воспринимается нами так, как ее "увидел" режиссер. Она может быть дана им как угодно, ведь космических станций в конце 60-х годов прошлого века еще не было. Однако мы не просто видим предмет – мы считываем идею: кольцо и перекрестье снаружи, основной круговой и короткие радиальные коридоры внутри. Это схема. Такого рода информацию легко зафиксировать в изображении, легко передать, легко превратить в рамки, в которых будут рождаться реакции зрителя. Движение по кольцу устраняет дельту, существовавшую в координатах пространства и времени: между прошлым и будущим, началом и концом. А значит нивелируется любая разница: между живым и мертвым, искусственным и настоящим, добрым и злым... Но есть вещи посложнее схем, посерьезнее художественных приемов. Кто сказал, что состояние души не может быть зафиксированной и переданной информацией? Разве сконцентрированное состояние не попадает на пленку особым образом: не со стороны объектива, не светочувствительно, а внутренним светом прямо из сердца автора? Доказать существование такого пути очень легко: посмотрите с десяток фильмов, в которых полно приемов, но нет сердца, и эта мысль станет для вас гораздо определеннее. Летит человек в космосе, мы видим его глаза. Это не просто глаза. За ними и правда – космос. Объединенный – Баниониса, Тарковского и Юсова. В современных фильмах даже страдание создают технически, а уж межгалактический перелет сам бог велел отдать в руки дизайнеров графики. Сейчас в кино нет места таким глазам. И уловить информацию, прямо записанную в кадре как состояние, становится все сложнее. Эффект Кулешова, самообман? Извините, но люди, создававшие "Солярис", отпечатали свои мысли и чувства прямо на пленке. И никто не оторвет меня от прямого общения с этими людьми. У нас тут свое духоверчение.
См. 9 стилей, или 9 настроек автора текста |