Тип настройки автора текста рецензии: Меркурий. Образ автора текста рецензии: Мессия.
Вложиться во второй фильм подряд, да еще за два года, режиссеру удалось только физически. Если верить описаниям условий работы съемочной группы, экспедиция в дикую природу, безусловно, была актом героическим. Автор, как и его герой, бросил вызов своему физическому телу, и сгенерированная таким вызовом энергия вошла в ткань фильма. Объединение энергии режиссера и героя, каким бы образом оно ни было получено, является главным условием великого произведения. А вот сознание вызова не получило. Видимо, после «Бердмана» оно еще не успело обновиться. Сознание на отдыхе, а фильм делать надо. И картина получается специфическая: действие как во сне. Отсутствие постановочного света вводит в сумеречное состояние, знакомое русскому по русской зиме. Максимально реалистичная картинка возникает еще и потому, что оператору и режиссеру удалось выследить в своей работе достаточно штампов и отказаться от них; а отсутствие штампов создает подспудное ощущение, что перед нами не совсем «то» кино, а что-то иное. Прямые цитаты – и метода и конкретных объектов – из Тарковского (особенно в сцене сна героя), архетипическое насилие и кровь, конкретные образы-архетипы, – всё это средства внедрения в подсознание зрителя. Через сны, бред героя задействуется подкорковое сознание – не только героя, но и режиссера, и зрителя. Вместо художественности, чей драйвер – символ, мы имеем дело с сеансом психоанализа, или, скорее, – йога-нидры, когда сознание должно быть удержано на грани сна и бодрствования. Больше двух часов подсознания – это могло бы быть смелой попыткой. Жаль, что такая работа не стала – энергетически – вызовом для режиссера. Результаты могли быть фантастическими. Вместо этого мы имеем вполне заурядную историю о мести – человека, смертельно раненного, но очень жизнелюбивого. Правда, обращает на себя внимание один момент, в котором метод Тарковского получает развитие. А Кастанеда – смелую попытку иллюстрировать технику сновидения методом кино. Маг воссоздает действительность из своей памяти – памяти, специально нацеленной на запоминание деталей. Нечто подобное мы наблюдаем в кадре с разрушенной церковью: герой воссоздает ее из памяти. Возможно, также, что автор данного плана проворачивает в своем сознании нечто подобное. Тарковский давал такие объекты включенными в окружающий контекст. В «Ностальгии», например, они появлялись как часть естественного физического пространства, в котором физически находился главный герой. Церковь в «Выжившем» никак не могла появиться в том лесу, в котором находился герой в тот момент. Важно, что это не флешбэк, и даже не бред. Это – направленное сновидение.
См. 9 стилей, или 9 настроек автора текста |