Главная » Статьи » ГРАММАТИКА киноязыка » Движение на экране |
См. вначале: Ещё три приёма, чтобы пересечь осьСейчас мы рассмотрим ещё три дополнительные возможности пересечения линии интереса. Они используют контрастирующие движения для осуществления такого пересечения. 1. Система двух внешних контрпланов двух персонажей, которые сидят в машине или идут по улице, обязательно представит два противоположных направления движения (рис. 9.7). 9.7 Если два плана в движении, дающие двух центральных персонажей, монтируются параллельно, то возникают два противоположных направления движения. Актёры идут или сидят в машине Чередование двух основных планов должно производить эффект контрастирующего движения, не сбивая с толку публику. Кроме того, положение двух актёров, озабоченных одной проблемой, в кадре будет одинаковым. 2. Итак, приём - давать статичный план персонажа между двумя планами, чтобы облегчить переход от одного направления движения персонажа или машины к другому направлению - хорошо работает как в сцене на земле, так и в сцене внутри машины или в поезде. Рис. 9.8 показывает распространенный пример. 9.8 Неподвижный актёр может взглядом указать изменение направления движения основного актёра на лошади, когда он пересекает экран В первом кадре всадник скачет слева направо. Во втором плане наблюдатель поворачивает голову слева направо, прослеживая движение всадника за кадром. В третьем плане мы видим всадника, скачущего справа налево. Нас не удивляет изменение направления, так как взгляд наблюдателя уже указал на это. 3. Итак, разные направления движения могут быть чётко обозначены. Неподвижный наблюдатель может быть как крупным передним планом, так и задним планом. Можно также вместо одного человека, поворачивающего голову, использовать группу людей, в унисон поворачивающих головы или взглядом следящих за одной точкой, которая расположена вне кадра. Это, порой, более экспрессивно. КОНТРАСТИРУЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ В ОДНОЙ ЧАСТИ ЭКРАНАСейчас мы подошли к последней возможной вариации, когда двигающийся человек всё время остаётся в одной части кадра. Обе половины кадра используются для двух внешних контрпланов с продолжающимся движением. 4. СЛУЧАЙ АНеподвижный актёр А виден в двух планах, раз в левой части кадра. По ходу действия его можно заменить предметом, например, припаркованной машиной, деревом, памятником и т.д. (рис. 9.9).
9.9 Контрастирующие движения в одной части кадра помогают сохранить направление движения, воспринимаемое публикой, несмотря на перемещение камеры Актриса В перемещается с правого края кадра в центр кадра в первом плане. Когда она достигает центра, кадр обрывается, и даётся следующий, где мы видим её уже перемещающейся из центра в правый конец кадра. Итак, мы видим её перемещение влево в кадре 1 и вправо в кадре 2. Оба объекта, двигающийся и неподвижный, находятся в своей части экрана в обоях планах. 5. СЛУЧАЙ ВДвижение в предыдущем примере было продолжительным, но таким, которое может быть остановлено, и его середина может быть представлена по одной визуальной формуле. Рисунок 9.10 показывает нам эту визуальную формулу. 9.10 Контрастные движения актёров на половине экрана покажутся зрителю непрерывными, несмотря на остановку движения в середине сцены Актёр В входит слева в кадр в первом плане и останавливается чтобы переговорить с актрисой А. Мы обрываем кадр и даём план второй, где актёр В заканчивает разговор с актрисой А и выходит из кадра опять влево. Несмотря на то, что перемещения актёра В контрастны в одном секторе кадра, направление его движения одно и то же по отношению к актрисе А. 6. СЛУЧАЙ СВ двух примерах, которые мы только что привели, камера занимает фиксированные позиции в двух внешних контрпланах. Но возможно производить съёмку и подвижной камерой для одного из этих планов, постоянно поддерживая контраст движений в сцене (рис. 9.11). 9.11 Мы опять встречаемся здесь с тем же принципом противоположных движений, в одном секторе кадра. Съёмка с движения второго плана План1. Съёмка производится с высокой точки. Камера зафиксирована наверху. Показаны пустые кресла в театре. Наш актёр проходит из центрального крыла вправо. Когда он подходит к правому краю кадра, мы обрываем и даём план 2. План 2. С другой стороны камера перемещается средним планом, справа налево. Наш актер постоянно остаётся в правой части сцены. Такое решение работает, так как контрастные движения происходят с одной стороны экрана в двух планах. 7. Конечно, очень важно сохранять одно и тоже направление на протяжении сцены, но есть и ещё один фактор, который необходимо учитывать прежде, чем начинать съёмку. Несогласованные кадры впоследствии должны быть соединены и очень важно знать, где прервать один кадр и начать другой, чтобы достигнуть гибкого перехода от кадра к кадру в логической цепи событий. Чтобы прийти к этому, должны быть соблюдены следующие условия. | |
Просмотров: 717 | |
Всего комментариев: 0 | |