Каталог статей
Главная » Статьи » ГРАММАТИКА киноязыка » Комбинирование техник монтажа

Слияние техник

К параллельному монтажу общих планов и к монтажу во время съемки без визуальной связи можно добавить еще одну возможность, которая базируется на слиянии обеих техник. Это слияние выступает в следующем виде:

1. Серия последовательных планов, монтируемых самой камерой, затем два (или более) общих плана, монтируемых параллельно.

2. Два (или более) плана, монтируемые камерой, параллельно соединяются между собой.

СЛУЧАЙ 5.

Эти два варианта могут применяться повторно. Если, существует две возможных вариации, то их представление может быть повторным, согласно схеме чередования их. Тем не менее, такое применение дает большую гамму возможностей, потому что каждая техника в отдельности сама по себе располагает богатым арсеналом, который, при соединении техник, способен обогатить весь эпизод пол­ностью.

Рис. 27.2 показывает нам практический пример, из которого мы видим все возможности, обеспечивающиеся одновременным исполь­зованием двух техник монтажа.

27.2 Этот план показывает расположение камеры для съемок эпизода с диалогом. План 1 - это долгий основной план, охватывающий весь эпизод. Другие планы соединяются либо посредством вставок, либо монтируются параллельно с общим планом. В этом эпизоде комбинируются различные техники

План 1. А входит через дверь слева и проходит к позиции А2. Камера панорамирует его. Мы видим актера В крайнем правой части кадра, он сидит. А гасит свечу, затем направляется в позицию A3, и мы видим его теперь в композиции В-АЗ. Затем В встает и направляется к камере. Он останавливается на переднем плане, в композиции В2-АЗ. Через мгновение, когда актеры обменялись несколькими фразами, А перемещается в позицию АЧ, образуя комбинацию В2-АЧ в кадре. Оба актера теперь в профиль по отношению друг к другу, средним планом.

План 2. Внешний приближенный план В и А, акцент на А. Несколько фраз диалога.

План 3. Внешний контрплан, приближенный В и А, акцент на В. Разговор продолжается.

План 2. Актеры приближенным планом, А отстраняется от партнера.

План 3. Оба приближенным планом, В визуально приближается к партнеру.

План 1. В и А вновь средним планом, в профиль по отношению друг к другу. Композиция кадра такая же, что была в конце первого плана эпизода. А идет вглубь кадра и садится там. Композиция становится В2-А5. В затем направляется к А вглубь кадра. Садится рядом с ним. Композиция теперь: ВЗ-А5.

План 4. Вставка. Приближенный план В и А, сидящих. План делает акцент на фразе, произносимой актером. План по той же визуальной оси, что и план 1.

План 1. Композиция кадра вновь ВЗ-А5. Актер А встает и идет на передний план. Камера панорамирует влево. Он останавливается и возвращается назад: композиция А5-ВЗ.

План 5. Вставка. Приближенный план. А, из положения камеры с внутренней обратной точки. Он читает.

План 1. Возвращаемся к положению А6-ВЗ. Средний план В, в глубине кадра. Он встает и направляется к А (на переднем плане). Во время его движения к А, камера делает трэвеллинг по направлению к актерам, чтобы дать их приближенный план в положении А6-ВЧ. Они разговаривают.

План 6. Приближенный внешний контрплан. Положение А6-ВЧ. Эта комбинация выделяет актера А.

План 1. Приближенный план А6-ВЧ. Композиция выделяет актера В.

План 6. Контрплан А-В, выделяя А.

План 1. Приближенный план А-В. А затем отходит влево. В поворачивает голову влево, чтобы проследить за его движением.

План 7. Полным кадром дверь в глубине кадра. А в начале плана входит справа и идет к двери, останавливается там и смотрит назад. Он говорит.

План 1. Приближенный план В, в профиль, слева. Слушает в тишине.

План 7. Актер А, полным кадром, около двери, открывает ее и выходит.

План 1. Приближенный план В. Актер с опущенной головой, затем поворачивается спиной к камере и направляется в глубину кад­ра. Камера панорамирует вправо. Садится на стул, в волнении...

Эпизод, который мы только что описали, на первый взгляд, кажется очень сложным. На самом же деле, он сконструирован просто: это мы сможем увидеть, анализируя его. Эпизод выстроен следующим образом:

План 1. Общий план, охватывающий сцену от начала до конца. Он использует технику монтажа самой камерой, путем применения панорамирования и трэвеллинга во время плана, а актеры перемещаются на 3-х зонах съемочной площадки. В этот план включены планы, которые показывают тех, кто представлен общим планом, но под другими углами зрения.

Планы 2 и 3. Это пара внешних контрпланов. План 1 играет роль вершины треугольника (положения камеры в форме треугольника), а планы 2 и 3 служат его основаниями.

План 4. Вставка, подчеркивающая переход в диалоге. Дает приближенный вид актеров, по той же визуальной оси, что и план 1 в этот момент эпизода.

План 5. План, показывающий молчаливую реакцию, дан с позиции внутренней обратной точки, что позволяет публике наблюдать за реакцией актера, который был спиной к камере в плане 1.

План 6. Это план, монтируемый параллельно общему плану 1, снимается с позиции внешней обратной точки, с противоположной стороны от актеров.

План 7. Это план тоже монтируемый параллельно общему плану 1, но он отличается от плана 6 тем, что актеры показаны одновременно в 1 и 2-ой зонах съемочной площадки.

Эпизод может быть разделен на четыре части, где используются различные комбинации, базовые приемы которых уже объяснены нами.

1. Как нетрудно заметить, общий план 1 сначала использован лишь с техникой монтажа во время съемки. Актеры показаны в 3-х зонах съемочной площадки: одна - рядом с камерой, две другие рас­положены под прямым углом.

2. План 1 прерывается, давая место паре монтируемых параллельно планов, подчеркивающих переход в диалоге.

3. Сцена возвращается к плану 1, вновь использующему технику монтажа во время съемки. Две вставки: одна - дающая реплику, вторая - показывающая молчаливую реакцию, обеспечивают последнюю часть сцены.

4. Наконец, в четвертой части эпизода планы 6 и 7 монтируются параллельно общему плану. План 6 дает вид пары с противоположной стороны, когда пара во второй зоне. Когда же актеры находятся в различных зонах, план 7 представляет нам угол зрения актера, остающегося во второй зоне, обеспечивая тем самым параллельный монтажи обеих зон. Три различные техники использованы в этом эпизоде. Прежде всего, комбинация монтажа во время съемки общего плана с фиксированными планами, монтируемыми параллельно. Затем монтируются две вставки, вводимые в общий план, и, наконец, два меньших общих фиксированных плана монтируются параллельно с основным общим планом.

Второй названный момент очень важен. Озвученные и немые планы, показывающие реакцию, обязательно должны быть введены в основной план каждый раз, когда это необходимо. Они обеспечивают показ тех событий в сцене, когда актеры не фигурируют в общем плане. Эти планы реакций могут быть двух видов: вставки или перебивки. Вставки служат для выделения или подчеркивания какого-то действия актера, фразы диалога, элемента или человека, показанного в основном общем плане, в который эта вставка и будет включена.

СЛУЧАЙ 6.

Два плана-эпизода могут монтироваться параллельно. Этот прием прост. Последняя часть первого основного общего плана согласуется с первой частью второго плана. Следующий пример показывает такую возможность. На рис. 27.3 можно увидеть план съемочной площадки, где показаны движения всех актеров, занятых в сцене.

27.3 В этом примере, планы-эпизоды монтируются параллельно, что обеспечивает более сложную технику для съемок эпизода с диалогом

План 1. Приближенный план пары. Она, на переднем плане, стоит спиной. Он подальше, справа.

План 2. Американский план женщины. Она поворачивается в центре кадра, оказываясь лицом к нам и смотрит за кадр вправо. Камера сосредоточена на ней, пока она говорит.

План 1. Приближенный план мужчины. Он идет влево, в третьей зоне, камера следует за ним и останавливается в момент, когда он подходит к женщине. Они разговаривают, затем мужчина выходит из кадра вправо, оставляя женщину одну в кадре. Мы на мгновение остаемся с ней.

План 3. Средний план мужчины, идущего к ограде на заднем плане. Камера следует за ним до тех пор, пока он не достигнет ограды. Он садится возле ограды.

План 4. Приближенный план женщины. Она говорит.

План 3. Средний план мужчины, сидящего у ограды. Он отвечает.

План 4. Приближенный план женщины. Она говорит.

План 3. Приближенный план женщины. Она говорит, затем направ­ляется вправо к четвертой зоне, где находится мужчина. Камера панорамирует и движется вместе с ней, кадрируя обоих в конце трэвеллинга. Она - на переднем плане, слева, спиной к камере. Он сидит, справа, лицом к женщине. Они разговаривают.

План 5. Приближенный внутренний контрплан женщины.

План 4. Средний план обоих. Камера выделяет мужчину.

План 5. Приближенный план женщины.

План 4. Средний план обоих. Он отвечает. Женщина затем идет вправо, выходя из кадра. Мы остаемся на мгновение с мужчиной в кадре.

План 6. Общий план полным кадром. Через арку с высокой точки мы видим женщину в центре кадра, отдаляющуюся от нас. В начале плана она появляется из-за колонны, входя в кадр.

В этом примере общий план, который иллюстрирует центр интереса, это план 4. План 3 монтируется параллельно с началом плана 4 в момент, когда камера зафиксирована. Затем камера проходит к плану 4, в третью и четвертую зону, где вновь останавливается. Эта последняя часть плана 4 монтируется параллельно с внутренним контрпланом женщины (план 5). В этом примере оптимальные возможности достигаются, исходя из простого плана 4, соединяя сначала первую и третью зоны, а затем давая контрплан в четвертой зоне.

Категория: Комбинирование техник монтажа | Добавил: atamanov (14.03.2016)
Просмотров: 805 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]