Каталог статей
Главная » Статьи » ГРАММАТИКА киноязыка » Манипулирование движением на экране

Положение камеры под прямым углом

Движение, происходящее в глубине кадра, чаще всего снимается из положения камеры под прямым утлом, так как этот метод даёт наибольшую амплитуду. Общая визуальная ось для двух точек положения камеры, ограничения видимости движения на экране - всё это поддерживает движение в сокращённом пространстве. Положение камеры под прямым углом обеспечивает комбинацию движений вдоль экрана и поперёк, либо движений в неопределённом направлении.

СЛУЧАЙ 36.

Движение в следующем примере снимается

в половине кадра, используя положение камеры под прямым углом. В первом плане актёр пересекает половину кадра, затем в следующем плане, он перемещается по диагонали в другую половину изображения (рис. 11.36).

11.36 Другой вариант движения, занимающего половину изображения в каждом плане. Положение камеры под прямым углом

План 1. Актёр А, справа от края кадра направляется к центру. Когда он подходит, кадр меняется.

План 2. Приближенный план. Актёр А спиной занимает правую половину экрана; он отходит в левую сторону по диагонали. Останавливается на заднем плане.

СЛУЧАЙ 37.

Актёр, перемещающийся из одного места в другое, не покидая пределов кадра, может пройти очень длинную дистанцию, если используется два плана под прямым углом, при условии, что во втором плане направление не определено. Рисунок 11.37 иллюстрирует метод, очень часто применяемый режиссёрами.

11.37 Камера расположена под прямым углом, чтобы показать актёра, который начинает движение

А пересекает изображение справа налево. Когда он достигает третьего сектора слева, кадр обрывается. Следующий план дан с позиции под прямым углом, мы видим актёра, отдаляющегося от нас. Конец первого плана и начало второго - это та же часть изображения, что является важным условием данной техники. Если персонаж в движении не имеет определённой позиции, переход от кадра к кадру не будет плавным.

СЛУЧАЙ 38.

Чтобы снять момент начала движения, порядок использования планов может быть обратным (рис. 11.38) описанному выше.

11.38 Положение под прямым углом для съёмок движения, занимающего центр сцены и служащего центром при смене кадров

Актёр А с левого края кадра, в первом плане перемещается к центру. Даём затем второй план, где актёр А в центре, снятый общим планом, приближается по неопределённому направлению.

Для первого плана: контрплан, в котором актёр двигается к камере; направление не определено, когда он подходит, и виден американским планом, дается следующий план, где он перемещается из центра в сторону (американский план). Эта техника возможна, но используется довольно редко. Она требует, чтобы актёр в движении был скадрирован в обоих планах таким образом, чтобы движение второго плана было удалением или приближением его силуэта. Состыковка кадров здесь очень проблематична.

СЛУЧАЙ 39.

Когда движение, неопределённое в первом плане, заканчивается движением в половине кадра во втором плане, актёр в движении не обязательно должен входить в кадр с одной из сторон кадра. Он может появиться из-за спины одного из персонажей, уже присутствующих на первом плане. Тогда усиливается его горизонтальное движение.

На рисунке 11.39 мы видим, что в первом плане актриса А направляется к нам в центральной части кадра. Когда она оказывается рядом с актёром В, кадр обрывается и даётся второй план, где А выходит из-за спины актёра В и пересекает изображение, останавливаясь в центре кадра между неподвижными актёрами В и С.

11.39 Расположение камеры под прямым углом при съёмках движения в центре кадра в обоих планах

Чтобы снять актрису А, отдаляющуюся после того, как она переговорит с С, нам остаётся лишь поменять планы, используя те же перемещения камеры.

Когда А исчезает за спиной В (что видно в начале второго плана), обрывается кадр. Даётся первый план, где А удаляется в неопределённом направлении.

СЛУЧАЙ 40.

Использование открытой двери или другого типа отверстия, показанного в первом плане, используется для лучшей кадрировки фрагментарного движения во втором плане (рис. 11.40).

11.40 Другой вариант положения камеры под прямым углом для съёмок движения в центре кадра в двух планах

План 1. Актёр идёт по коридору, по направлению к камере. Когда он достигает двери слева, обрываем кадр и даём...

План 2. Интерьер комнаты, видна открытая дверь. Актёр появляется в проёме двери, смотрит в камеру.

Даны два этапа движения в центре изображения: актёр перемещается слева к центру во втором плане, так как дверь находилась по левую сторону коридора. Но если, напротив, дверь была бы справа (положение 3, рис. 11.40), актёр был бы виден появляющимся справа.

СЛУЧАЙ 41.

Если в первом плане приближение по косой, второй план должен быть дан по ту же сторону от линии движения (рис. 11.41)

11.41 Расположение камеры под прямым утлом для съёмок движения, занимающего различные половины изображения в каждом плане

План 1. Актёр А перемещается по косой с правой части к центру. Он пересекает кадр по диагонали с заднего плана к центру. Когда он проходит между В и С, кадр обрывается и даётся...

План 2. Средний план. Актёр А идёт от центра влево, затем останавливается там.

Оба плана были сжатыми и центр экрана был использован для состыковки движения.

СЛУЧАЙ 42.

Теперь рассмотрим случай в первом кадре движение происходит от центра к краю, а во втором - от противоположного края экрана к центру (рис. 11.42), к примеру, противоположно увиденному на этом рисунке.

11.42 Ещё один вариант съёмки начала движения актёра; позиция камеры под прямым углом

Актёр А в центре, смотрит вправо. Направляется вправо. Когда он достигает правого края кадра, кадр обрывается, и дается второй план, где А показан спиной, идущим по диагонали слева к центру кадра.

СЛУЧАЙ 43.

Система позиций камеры под прямым утлом в съёмках актёра, который идёт или бежит, позволяет согласовывать кадры с различной площадью, занимаемой актёром на экране. Актёр А пересекает экран (из центра в сторону) в первом плане, удаляясь от С. Во втором плане он уже в центре (средним планом, спиной, скадрирован от пояса до головы), удаляется по диагонали, вправо, по направлению к В. Актриса D, слева, в кадре, на заднем плане, наблюдает за его передвижением (рис. 11.43).

11.43 Две противоположные зоны соединяются движением актёра, снимаемым камерой под прямым углом

СЛУЧАЙ 44.

И наконец, случай, где три точки съёмки (одна под прямым углом к двум другим) служат показу на экране человека, который бежит. В этом примере есть одна особенность: движение остается в центре кадра во всех трёх планах (рис. 11.44).

11.44 В этом примере вторая точка расположения камеры находится под прямым углом к двум первым. Движение актёра постоянно остаётся в центральной части кадра во всех трёх планах

План 1. Полный кадр. Сбежавший заключённый в центре кадра, отдаляется от нас; бежит (в неопределённом направлении) по пустынной болотистой местности.

План 2. Общий план. Очень маленький, вдалеке, заключённый пересекает бегом центральную часть кадра слева направо.

План 3. Полный кадр. Мы видим человека в центре кадра (далеко), он идёт на камеру, приближается и останавливается на переднем плане (средний план), чтобы отдышаться.

Всё действие сосредоточено в центре экрана, и зрителю легко следить за действием, несмотря на очень маленькое, порой, изображение.

Категория: Манипулирование движением на экране | Добавил: atamanov (04.03.2016)
Просмотров: 682 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]