Главная » Статьи » ГРАММАТИКА киноязыка » Основные правила движения камеры |
Случай 3. В сценах с преследованием часто используются повторяющиеся панорамные планы, которые прослеживают того, кто уходит от погони, и того, кто догоняет, индивидуально или вместе. Используются разные комбинации. Первый вариант - это, когда дается два панорамных плана одного места до того, как перемещаемся к новому месту, где вновь дается два панорамных плана с тех же позиций камеры. Рассмотрим пример. План 1. Полным кадром. Два всадника скачут на нас. Панорамный план обоих по полукругу справа налево. План 2. Полный кадр. То же самое место. Четверо индейцев галопом скачут, приближаясь. Мы их панорамируем полукругом справа налево. Та же техника применима в сценах, где действие происходит в различных местах. Преследуемый и тот, кто за ним гонится, показаны в разных планах. Случай 4. Следующий вариант - это использование параллельного монтажа движения того, кто преследует, и преследуемого в панорамных планах (индивидуальных), снимаемых без остановки. Каждый актер кадрируется в центре и панорамируется полукругом. В предыдущем случае движение актера производилось по прямой линии, касательной к линии дугообразного движения камеры (рис. 21.2). 21.2 Актер в движении, бегущий по прямой линии, касается линии панорамного движения камеры Сейчас же актеры делают круговое движение, равноотстоящее от камеры. Если использовать длиннофокусный объектив для приближенного плана с захватом небольшой части фона, то только актеры будут резкими в кадре, а передний план и фон окажутся размытыми (рис. 21.3). 21.3 Актер бежит по кругу, вокруг камеры, на постоянном расстоянии от нее, что легче панорамировать Это помогает спрятать тот факт, что путь, по которому проходит актер - это не прямая линия. Если есть какие то препятствия, расставленные между камерой и актером в движении, то эффект, производимый этими панорамными планами, будет очень динамичным; актеры будут видны в пустых пространствах, прерывисто. Но если же эти препятствия - серия вертикальных барьеров, как например, высокая ограда, то получится стробоскопический эффект (вид визуальной остаточности). Более предпочтительны здесь неправильные формы. Случай 5. Еще один вариант - преследователь и преследуемый показываются поочередно в центре кадра от плана к плану. Если вместо двух человек, пять или шесть бегут в одном направлении, то каждый показывается длиннофокусным объективом и затем панорамируется. Движения камеры все слабее и слабее до тех пор, пока один актер не достигнет другого в этом плане, что очень похоже на непрерывное панорамирование. Случай 6. Та же техника применяется и для съемки одного человека, который убегает. Показываемый приближенным планом (используется длиннофокусный объектив) актер забегает за какое-то препятствие, бежит по кругу, вокруг камеры. Если в каждый момент его пробега кадр почти полностью заслоняется конструкцией на переднем плане, то состыковка кадров может производиться как раз в момент, когда весь кадр занят этой конструкцией. То, что невозможно снять при помощи трэвеллинга, можно показать таким образом: достаточно связать все планы между собой и будет ощущение постоянной непрерывной съемки и по долготе съемки, и по точности кадрирования. Изменение расстояния между камерой и объектом съемки в момент перехода от кадра к кадру не так уж важно. Если в момент появления черного экрана (движение объектива при панорамировании) возникает очень большая несогласованность, то планы уже не кажутся непрерывными, тогда можно применить прием приближения и удаления, что тоже является интересным визуальным вариантом. Если при каждом панорамном плане меняются фон, освещение или костюмы персонажей, то ощущение времени вообще почти пропадает. Случай 7. Акира Куросава, выдающийся мастер японского кинематографа, широко использовал в своих фильмах эффекты, производимые интенсивной манерой съемки. Но он еще и улучшил эту резкую технику, состоящую в том, чтобы чередовать панорамные планы для съемки эпизодов с преследованием, соединяя панорамный план преследователя с фиксированным планом преследуемого, что производило визуальный контраст, удивительно удачно сочетающийся с грубостью, резкостью сцены. Как мы увидим из примера, он не довольствуется только чередованием панорамного и фиксированного планов, но еще и улучшает сцену за счет небольшой вариации, вводимой во второй части эпизода. Таким образом, сцена становится обогащенной. Его фильм "Затерянная крепость" предлагает знаменитый эпизод, где Тосиро Мифуне на лошади преследует двух вооруженных копьями солдат, которые, тоже на лошадях, уходят от него. Действие происходит в густом лесу, на узкой лесной дороге. Мы рассмотрим часть эпизода, иллюстрирующую технику монтажа, используемую Куросавой: План 1. Первый солдат в центре экрана отдаляется от нас. Второй всадник входит в кадр слева, затем уходит. Камера зафиксирована и движение снимается слева к центру. План 2. Мифуне медленно передвигается слева направо. Панорамный план сохраняет его в центре экрана, показывая размытый задний план и пустой передний план. Панорамное движение камеры происходит лишь в пределах прямого угла. План 3. Два солдата входят в кадр слева и движутся к центру экрана. Они бросают взгляды назад, оглядываются. Камера зафиксирована. План 4. Мифуне показывается средним планом (кадрирован с колен передних ног лошади). Он высоко держит саблю, стоя на стременах. Панорамирование слева направо (90°). План 5. Камера неподвижна. Первый солдат в центре экрана полным кадром. Он отдаляется, глядя через плечо на задний план. Второй солдат входит слева; когда он достигает центра изображения средним планом, даем следующий план. План 6. На переднем плане большие деревья. Мифуне движется слева направо. Панорамирование почти под прямым углом. План 7. Фиксированный план с низкой точки. Первый солдат (центр) уходит. Второй солдат входит слева; когда он достигает центра, кадр обрывается. План 8. Панорамный план вправо. Мифуне средним планом проходит перед камерой до тех пор, пока он не оказывается спиной, преследуя второго солдата. Панорамирование почти по полукругу. План 9. Мифуне средним планом. Он движется слева направо. Панорамирование почти под прямым углом. План 10. Приближенный план второго солдата. Панорамирование вправо, чтобы было видно, как он уходит. Первый солдат виден в глубине кадра. Мифуне входит в кадр слева и настигает второго солдата. Он начинает наносить удары саблей. В момент удара кадр обрывается (панорамирование под прямым углом). План 11. План с низкой точки. Панорамирование слева направо. Второй солдат на переднем плане. Слева Мифуне завершает движение саблей. Второй солдат падает на землю, панорамирование продолжается. Наконец, он упал, поднимая облако пыли. Первый солдат на заднем плане бросает взгляд вправо. Когда Мифуне и упавший солдат оказываются в центре экрана, кадр обрывается. План 12. Фиксированный план с низкой точки. Первый солдат слева перемещается в центр, глядя все время через плечо на задний план. Как только он оказывается в центре, кадр обрывается. План 13. Мифуне в центре, полным кадром, бежит вправо. Слева мы видим лошадь без всадника, скачущую назад. Панорамирование вправо, почти под углом 90°. План с низкой точки. План 14. План с низкой точки. Панорамирование вправо. План начинается со среднего плана первого солдата, выходящего из кадра вправо. Мифуне входит слева. Первый солдат разворачивается в седле и готовит копье для атаки. Камера прекращает вращение с тем, чтобы показать, насколько они удалены друг от друга вдоль дороги. План 15. План с низкой точки. Панорамирование слева направо. Кадрируются только ноги обеих лошадей. Быстрое панорамирование в пределах полукруга. План 16. Два всадника в центре экрана, полным кадром. Мифуне сзади наносит несколько ударов саблей, но солдат защищается копьем, отражая его удары. Панорамирование в пределах прямого угла. План 17. План с низкой точки. Движение камеры в пределах полукруга на уровне ног обеих лошадей. Перемещение слева направо. План 18. Оба всадника в центре экрана идут на нас, приближаясь к камере, затем отходят на задний план (панорамирование по полукругу). Воины обмениваются ударами. План 19. План с низкой точки. Панорамирование по полукругу слева направо, на уровне ног лошадей, когда они проходят перед камерой. 29 кадров. План 20. Средний план двух всадников (кадрирование на уровне коленей лошадей). Лошади перемещаются из стороны в сторону, воины дерутся. Панорамирование вверх; на уровне всадников - по горизонтали. Обрыв кадра в момент, когда дерущиеся воины оказываются спиной к камере. План 21. План с низкой точки. Панорамирование по полукругу слева направо, прослеживаются ноги бегущих лошадей. 27 кадров (чуть более секунды) . План 22. План с высокой точки. Лошади рядом. Воины продолжают драку. Быстрое панорамирование слева направо. План 23. План с высокой точки. Панорамирование по полукругу слева направо, прослеживаются ноги бегущих лошадей. 25 кадров (1 секунда). План 24. Полный кадр. Два всадника в центре изображения. Панорамирование слева направо под прямым углом. Когда два всадника достигают приближенного плана, Мифуне бросается на спину солдата. В конце солдат начинает отходить вправо, вперед, за кадр. План 25. План с низкой точки, Камера неподвижна. Обе лошади подходят совсем близко к камере, и раненый солдат падает на землю на переднем плане. Мифуне и лошади отходят на задний план. Затем Мифуне поворачивается влево и исчезает среди деревьев. Техника, используемая Куросавой в этом эпизоде, проста и богата одновременно. Планы 1, 3, 5 и 7 показывают преследуемых солдат отдаляющимися. Их действия происходят только на левой части экрана и снимаются исходя из фиксированных положений камеры. Преследователь, Тосиро Мифуне, показан в планах 2, 4 и 6 приближающимся, в панорамных планах под прямым углом, слева к центру. После того, как установлен резкий ритм погони, режиссер использует первого преследуемого в четырех планах. Планы 8 и 11 объясняют, как Мифуне достигает своего первого противника и как он убивает его. План 8 устанавливает расстояние между ними, план 9 показывает, как Мифуне достигает его, а планы 10 и 11 показывают смерть солдата. План 8 служит панорамой картины в пределах полукруга; план 9 - лишь в пределах прямого угла, слева до центра. Планы 10 и 11 - перемещение слева к центру (состыковка кадров происходит в момент удара саблей Мифуне). В плане 12 (камера неподвижна) остающийся солдат оказался перемещенным: он переместился на левую часть экрана. План 13 показывает Мифуне двигающегося перед лошадью, где сидел убитый им солдат. В плане 14 Мифуне достигает своего второго противника. Планы 13 и 14 - планы панорамы в пределах прямого угла, но первая - это часть слева до центра, а вторая - от центра вправо. Теперь Куросава меняет визуальную тактику. Он согласовывает планы двух людей, обменивающихся ударами, с приближенными планами ног двух лошадей, двигающихся из стороны в сторону. Планы 15, 17, 19, 21 и 23 показывают быстрое движение лошадиных ног на дороге. Каждый из этих планов длится на экране не более секунды. Планы 16, 18, 20 и 22 показывают дерущихся людей. Кроме первого (план-панорама на уровне прямого угла), все остальные - это планы-панорамы в пределах полукруга. Долгий план-панорама под большим углом (план 18) и два плана-панорамы приближенные и более быстрые (планы 20 и 22). Режиссер обходится лишь двумя планами для окончания эпизода. План 24 показывает, как Мифуне ранит своего противника (при помощи плана-панорамы в пределах прямого угла слева к центру). Раненый солдат начинает падать. Последний план (камера неподвижна, план с низкой точки) показывает двух лошадей, входящих в кадр на переднем плане, и падающего солдата рядом. Мифуне и лошадь без всадника уходят по дороге. Построение эпизода - эта настоящая модель, с точки зрения экономии. Все ненужные детали опущены. Например, план 12 не только перемещает солдата с места на место, но и маскирует появление Мифуне и проход его по дороге. В следующем плане Мифуне будет виден уже вдалеке, впереди лошади без всадника. В плане 14 Мифуне достиг своего второго противника. Из двадцати пяти планов, 6 - это планы неподвижной камерой, а остальные 19 - панорамные планы. | |
Просмотров: 727 | |
Всего комментариев: 0 | |