Главная » Статьи » ГРАММАТИКА киноязыка » Пунктуация в фильме |
1. "Вольные обрывы" кадра, как видно уже из названия, - это достаточно ощутимые, видимые на экране обрывы, так как переход от плана к плану при этом очень резкий. Они делаются путем быстрого показа статичных объектов, несколько последовательных планов которых расположены по одной общей визуальной оси. В фильме "Птицы" Альфред Хичкок дает сцену, где использует вольные обрывы для привлечения внимания к найденному трупу и его ужасному виду. В момент, когда мать Миш обнаруживает возле кровати труп фермера, режиссер дает три резких последовательных плана трупа, приближающих нас к нему и дающих возможность увидеть все более и более отчетливо, что у него глаза выклеваны птицами. Труп фермера - это статичный сюжет, и его три плана, расположенные по общей визуальной оси, служат усилению ощущения страха (рис. 28.8). 28.8. Быстрая смена статичных планов - вид пунктуации. Пример из фильма "Птицы" Хичкока Этот эффект может также визуально вводить новый элемент. Антониони в фильме "Красная пустыня" начинает эпизод с показа металлического острова в море. Три последовательных плана, соединенные между собой вольными обрывами, все более и более приближают нас к острову и показывают нам его искусственную природу. 2. Порой этот прием используется и в документальном кино. Там он служит более динамичному способу показа новых сюжетов. Один план дан с расстояния, другой - полным кадром по общей визуальной оси, сопровождающимся комментариями, которые дают возможность ощутить вольность обрыва и резкость перехода. 3. В других случаях этот прием может быть использован в качестве паузы перед неожиданным событием. В финальном эпизоде Льюиса Гильберта из серии о Джеймсе Бонде "Живем лишь дважды" самолет сбрасывает спасательные шлюпки, которые падают в океан. Джеймс Бонд и молодая девушка залезают в одну из шлюпок и устраиваются в ней поудобнее. Приближенный план в лодке во время диалога Бонда и девушки меняется на дальний, как бы скрывая то, что происходит в лодке (целующихся). Далее в игривом стиле следует несколько последовательно приближающих планов, возвращающих зрителя в лодку. И наконец, в завершение игровой ситуации, дается приближенный план шлюпки с Джеймсом Бондом, поднимающейся вверх. Подводная лодка проплывает под шлюпкой и поднимает ее над водой. 4. Диалоговые сцены могут сниматься таким же образом. В Фильме "451 градус по Фаренгейту" Франсуа Трюффо использует эту технику, когда кто-то по телефону слышит угрозу. 5. Такой эффект может получаться непосредственно в студии, путем увеличения какой-то детали до размеров всего кадра. 6. Джон Франкенаймер в фильме "Секунды" использует обратную технику. М-р Хамильтон ждет жизненно важного для себя телефонного звонка. Сцена начинается с внешнего крупного плана глаз актера, который меняется серией вольных обрывов кадра, и даются все более и более уменьшенные планы, пока, наконец, актер не дается полным кадром, сидящим совсем крошечным позади своего письменного стола. Телефон звонит, и режиссер резко обрывает кадр и дает крупный план актера, который берет телефонную трубку и говорит. 7. Режиссер Жерар Д. Рошаль использует серию последовательных планов по общей оси с наклоном влево, показывая сооружение по очистке нефти, в своем документальном фильме "Голландия сегодня". Вольные обрывы для показа перехода во времени8. Другое свойство вольных обрывов - это служить возможностью перехода во времена от сцены к сцене или в рамках одной сцены. Этот способ перехода должен использовать очень специфические концовки. Не все ситуации подходят здесь. Роберт Энрико в фильме "Искатели приключений" показывает сцену преследования на улицах Парижа. Камера расположена на переднем сиденье преследующей машины. Другая машина постоянно держится в центре изображения, но при каждом новом кадре окружающая ее обстановка меняется. Несколько планов с трэвеллингом соединены между собой с целью показать долгую погоню. 9. Вольные обрывы могут служить также и исключению неинтересных моментов. Так, например, в фильме "Фотоувеличение" Дэвид Хэммингс, фотографирующий манекенщицу, исходя из одного и того же положения камеры, дает нам серию планов, соединенных между собой вольным обрывом, представляющих манекенщицу в различных видах, т.к. это запечатлено на его фотографиях. | |
Просмотров: 759 | |
Всего комментариев: 0 | |