Главная » Статьи » ГРАММАТИКА киноязыка » Сложные случаи монтажа для планов с движением |
Очевидно, что движение по горизонтали по прямой линии - самый распространенный тип движения на экране, но если в кадре появляется круговое или вертикальное движение - это делает сцену более колоритной и интересной. Мы приводим несколько случаев использования таких типов движения. Случай 1 Круговое движение актера в сцене делает сцену визуально более понятной зрителю, так как исключено движение актера в противоположных направлениях в двух планах (рис. 19.1). 19.1 Круговое движение актера снимается исходя из нескольких положений камеры в половине кадра (два положения камеры находятся за пределами описываемого актером полукруга, а одно положение - внутри этого полукруга) План 1.План с высокой точки. Актер А входит с заднего плана слева. Он бежит, описывал, дугу, вправо, затем влево, ближе к камере. Он выходит из кадра с левой стороны. План 2. Контрплан. Актер А входит в кадр с нижнего угла справа и бежит, описывал, дугу влево, поворачивается вправо и выходит из кадра. План 3. Актер А входит слева и останавливается в центре. Движение снимается из трех позиций камеры. Две первых точки расположения камеры находятся за пределами круга, по которому проходит движение, а третья точка - внутри круга. Изменение направления на экране, соответствующее круговому движению актера А, ясно определено в двух первых планах. Если третья точка расположения камеры находится за пределами круга движения актера, то движение, описанное в первом плане, должно быть повторено. Использование двух первых планов может быть предложено для съемки актера на повороте улицы. Здесь либо речь идет о положении камеры на высоком месте, на линии горизонта, либо о контрплане с высокой точки. Движение актера происходит в половине кадра, причем, точка съемки кругового этапа его движения остается неизменной. Прием, описанный для съемки двух первых планов, исходя из двух положений камеры, может быть использован для соединения различных местностей, по которым проходит непрерывное движение на экране. Чтобы связать между собой две различных местности, достаточно, чтобы тот же актер присутствовал там и там и движении. Случай 2. Возможна и съемка камерами, расположенными внутри описываемого актером круга. В этом случае положения камер - тыльной стороной друг к другу (рис. 19.2). 19.2 Оба положения камеры внутри описываемой актером окружности. В первом плане актер А выходит справа из кадра, а во втором - входит слева. Он останавливается лицом к В, который его ждет В первом плане А смотрит за кадр влево, постепенно выходя из кадра с правой стороны, отмечая таким образом, круговой характер своего движения. Случай 3. Если одна позиция камеры - вне описываемого круга, а другая - внутри, то движения актеров на экране будут происходить в противоположных сторонах экрана от плана к плану (рис. 19.3). 19.3 Актеры оказываются в противоположных секторах кадра в процессе кругового движения с позиции внешнего контрплана В первом плане актер В держит за руку актрису А, притягивает ее к себе. Это вынуждает актрису проделать круговое движение, опираясь на руку В. Она выходит из кадра слева в первом плане и возвращается справа в контрплане. Движение актрисы А снимается в противоположных сторонах экрана, но направление остается неизменным. Случай 4. Круговое движение, снимаемое исходя из положений камеры на линии движения с противоположных сторон, охватывает сразу двух актеров. Один из актеров движется, и оба имеют один и тот же центр интереса в центре изображения, что незаметно в одном из планов и четко видно в другом (рис. 19.4). 19.4 Расположение камеры на окружности, описываемой актерами дают внешние контрпланы и актеры оказываются в разных секторах изображения План 1. Средний план. А на переднем шанс перемещается по полукругу к окну, в которое смотрит В, стоя у окна. Когда А достигает В. План 2. Приближенный план с улицы на окно. В на переднем плане справа. А входит в кадр слева, завершает свое движение и останавливается. Движения А в этих двух планах - в противоположных направлениях, но сходятся они в центре изображения. В этом примере, как и в предыдущих, фрагменты, составляющие круговое движение, представляли собой полукруг в каждом плане. Случай 5. Актер, перемещающийся вокруг большой группы, может быть снят, исходя из двух позиций камеры, с противоположных сторон: одной - внутри круга движения, другой - снаружи. Рис. 19.5 показывает план сцены. Актеры В, С и D сидят, все неподвижны. А проделывает круговое движение вокруг них. 19.5 Для съемок кругового движения используются внутреннее и внешнее положения камеры. Актер в движении выходит из кадра с одной стороны и входит в кадр снова с той же стороны (а не с противоположной) во втором плане В первом плане мы видим В на переднем плане. За его спиной А входит в кадр справа и пересекает кадр справа налево. Как только они вышли из кадра, мы даем второй план (контрплан). В спиной, и мы видим актеров D и С. А входит на передний план слева и быстро пересекает кадр, направляясь вправо. Мы видим В, D и С несколько секунд, затем А вновь появляется на заднем плане справа и останавливается перед группой. У нее в руках поднос с рюмками, которые она начинает раздавать нашим актерам. Выходя из кадра, она появляется вновь с той же стороны в плане 2. Движение актрисы А легко определяется как круговое. Случай 6. В этом случае впечатление от движения похоже на предыдущий пример, только здесь движение происходит в глубине кадра в первом плане и на переднем плане - во втором (рис. 19.6). 19.6 Круговое движение снимается в глубине кадра в первом плане и на переднем плане - во втором Неподвижные актеры в сцене снимаются, исходя из двух внешних позиций камеры. В первом плане А перемещается и выходит из кадра справа. В плане 2 (контрплане) А входит справа (передний план) и направляется влево. Пауза в конце плана 1 необходима, чтобы создалось впечатление о движении актрисы А за кадром до того, как она вновь появляется в кадре. Случай 7. Когда в кадре присутствуют актер в движении и неподвижный актер, можно использовать для съемки положение камеры под прямым углом, чтобы выделить неподвижного актера во втором плане (рис. 19.7). 19.7 Расположение камеры под прямым углом для того чтобы снять круговое движение актера, за спиной у неподвижного актера При изменении угла направление актера остается прежним, что придает активность сцене. План 1. Средний план. А слева, В справа. Они разговаривают. Через несколько мгновений А проходит за В и поворачивается к камере. Камера, которая прослеживала движение А, теперь кадрирует обоих актеров в центре изображения. Когда А оказывается прямо за спиной В, даем следующий план. План 2. Приближенный план В. Позади нее А отдаляется от центра вправо. В остается в кадре одна. Основная часть кругового движения была снята в плане 1, а последующая часть коротко представлена в плане 2. Случай 8. Если актер выходит из кадра слева, оставляя пустое пространство сцены (а план продолжается), то он не может вернуться в план с другой стороны. Зритель будет думать, что он проделал круг за сценой, и визуально впечатление будет испорчено. Но если в кадре после ухода актера остается другой актер, и он делает движение головой, как будто прослеживая за движением актера за кадром, то в этом случае ушедший актер может вернуться в кадр с другой стороны. Такое движение головы указывает на круговое движение изменения направления (рис. 19.8). 19.8 Когда нужно, чтобы актер, выходящий из кадра с одной стороны экрана, вернулся в кадр с другой стороны в процессе одного плана, прибегают к использованию другого актера, неподвижного, который своим взглядом или движением головы показывает движение, проделываемое отсутствующим в кадре актером. В этом случае зритель не будет удивлен появлению актера с другой стороны экрана в процессе одного плана Если установить зеркало за неподвижным актером, то ушедший актер будет виден в нем в момент, когда он находится за кадром и его движение будет прослеживаться зрителем. А неподвижный актер, сидящий спиной к зеркалу, будет наблюдать за его уходом. Когда актер в движении возвращается в кадр с противоположной стороны, зрителю его появление кажется естественным. Такой план ставит только одну задачу: как спрятать отражение камеры в зеркале? В этом примере неподвижный актер заслоняет своим телом строение камеры в зеркале. Другой возможный вариант съемки состоит в том, чтобы использовать трансфокатор в момент, когда актер в движении выходит из кадра, чтобы изображение на экране оказалось ближе к зрителю, благодаря более приближенному плану неподвижного актера с правой стороны зеркала. Позже, когда его изображение исчезает, а он приближается, будто его еще видно в зеркале, задача камеры -использовать зумм отдаления, чтобы дать ему возможность вернуться в кадр с другой стороны и остановиться на переднем плане, слева. | |
Просмотров: 771 | |
Всего комментариев: 0 | |