Каталог статей
Главная » Статьи » ГРАММАТИКА киноязыка » Внутрикадровый монтаж

Замена сектора изображения

1. Эта техника требует фиксированного положения камеры. Речь идет о перемещении одного актера из одного сектора кадра в другой, не меняя положения при этом других актеров, которых мы тоже видим в плане. Кадр может быть "разделен" на два или три вертикальных сектора и движение может происходить на переднем и заднем планах. При замене сектора изображения используются эти факторы для получения нужных эффектов.

СЛУЧАЙ 7.

2. А и В видны на переднем плане, в профиль по отношению друг к другу. В поворачивается и выходит из кадра вправо. С входит в кадр с этой стороны и занимает сектор кадра, оставленный свободным актером В. А все время остается в одном и том же секторе кадра (рис. 25.19).

25.19 Простая замена сектора. Один из актеров выходит из кадра, и появляется другой

СЛУЧАЙ 8.

3. Замена секторов с переднего плана на задний план - это еще один вариант, очень простой по технике съемки (рис. 25.20).

25.20. Здесь замена сектора происходит на заднем плане

В начале плана, А и В видны на переднем плане, лицом к камере. Когда А выходит из кадра влево, он открывает за собой С в глубине кадра. С может оставаться на заднем плане, а может приблизиться до переднего плана, быть рядом с В.

СЛУЧАЙ 9.

4. Композиция кадра, при которой все изображение разделено на три сектора - оптимальна для съемок такой ситуации, когда шеф делает распоряжения своим подчиненным.

Шеф кадрируется в центре, а актеры, играющие подчиненных, входят и выходят из кадра с двух сторон от шефа, сменяя друг друга (рис. 25.21).


Грамматика киноязыка ГЛАВА 25. ЗАМЕНА СЕКТОРА ИЗОБРАЖЕНИЯ


25.21. Актеры с двух сторон кадра заменяются другими, а тот, кто в центре, остается в кадре во время всего плана.

СЛУЧАЙ 10.

5. Поочередная смена секторов, когда используются только две части кадра, представляет собой более проработанное решение (рис. 25.22).


Грамматика киноязыка ГЛАВА 25. ЗАМЕНА СЕКТОРА ИЗОБРАЖЕНИЯ


25.22. В этом случае актеры постоянно меняются вплоть до двух последних актеров в кадре.

А и В находятся в кадре с самого начала плана. В уходит и его заменяет С. А затем томе уходит, его заменяет D. Теперь D уходит, он будет заменен Е. Е остается в кадре, С заменен Е.

СЛУЧАЙ 11.

6. Иногда такое перемещение может производиться только двумя актерами. Один остается в кадре, а второй уходит и затем возвращается. Это может повторяться несколько раз.

7. Другой вариант заключается в том, что используется актер, который входит в кадр справа, останавливается в центре кадра, затем выходит опять вправо. Второй актер входит в кадр слева, останавливается в центре, затем уходит влево. Затем первый актер вновь появляется в кадре справа, и вся формула повторяется. Можно при этом скомбинировать три сектора кадра (в глубину), на которые возможно разделить сцену.

Пример, предлагаемый нами, иллюстрирует такую технику. Рисунок 25.23 показывает сценическую площадку, на которой проигрывается данное действие.

25.23 При этой комбинации используются три сектора в глубину кадра

Все действие снимается одним планом, фиксированной камерой. Техника, которая используется, объяснена ниже.

8. В начале плана композиция такова: на переднем плане находится письменный стол с бумагами и разными канцелярскими принадлежностями. Сверху, над столом, погашенная пока лампа. В глубине кадра - вертикальная лестница слева; она расположена за загородками в центре сцены. Справа - закрытая дверь.

Действие в сцене разворачивается следующим образом (камера в фиксированном положении):

1) Свет на переднем плане зажигается.

2) Актер А входит в кадр справа (он оказывается на переднем плане) и начинает заниматься разбором бумаг на письменном столе.

3) Незамечаемый актером А, В проходит по коридорчику слева, в глубине сцены, садится на корточки и ищет что-то на полу.

4) А выходит из кадра справа.

5) На задаем плане В встает, направляется к лестнице и исчезает за перегородкой.

6) А вновь появляется справа. Он держит в руках кожаный портфель, кладет несколько папок со стола в портфель, затем вновь исчезает с правой стороны кадра.

7) Никакого движения в сцене не происходит. Затем свет на переднем плане гаснет. Вероятно, его выключает актер А за кадром.

8) В тихонько вылезает из-за перегородки, в центре, и направляется на передний план, оставаясь все время в левом секторе кадра. Когда он остается видимый приближенным планом, его силуэт отражается в глубине сцены, в освещенной части. Он достает из кармана пальто карманный фонарик и начинает изучать бумаги на столе.

9) Внезапно в правом секторе кадра, в глубине, открывается дверь и появляются два вооруженных охранника.

10) В слева, на переднем плане, быстро гасит свой фонарик и садится на колени, уходя из кадра, из самой низкой его части.

11) В правом секторе, в глубине кадра, охранники высвечивают фонарем по лестнице, по перегородкам, по письменному столу, затем гасят его и уходят из кадра с заднего плана, справа.

12) В встает и вновь появляется на переднем плане слева. Он хватает несколько бумаг со стола и уходит из кадра влево.

9. Следует отметить, что сцены проигрываются по секторам в глубину, действие происходит то на переднем плане, то на заднем плане сцены. Еще следует отметить, что актер А перемещается в правом секторе кадра, а В - только в левом. В этой сцене присутствуют двенадцать различных моментов действия, которые выражаются при помощи четырех элементов:

1) Свет; он зажигался в начале съемки и выключался в конце.

2. Актер А; он входит в кадр и выходит из кадра дважды, перемещаясь все время в правом секторе кадра, на переднем плане.

3) Актер В; он появляется в кадре на заднем плане, спускается по лестнице, прячется за загородкой, вновь появляется (все время в левой стороне кадра), приходит потом на передний план, уходит из кадра (опускаясь на корточки), вновь появляется в кадре и, наконец, удаляется влево.

4) Охранники; они перемещаются в глубине кадра, в правом секторе.

10. В первой половине плана действия актера А контрастировали с действиями актера В на заднем плане. Но когда актер В оказывается на переднем плане, та же техника применяется по отношению к действиям охранников на заднем плане. Две части изображения, левая и правая, используются попеременно. Тот факт, что свет то включается, то выключается на переднем плане, подчеркивая объемность изображения, усиливает ощущение напряжения сцены.

Категория: Внутрикадровый монтаж | Добавил: atamanov (14.03.2016)
Просмотров: 340 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]