Каталог статей
Главная » Статьи » ГРАММАТИКА киноязыка » Манипулирование движением на экране

Использование внешних контрпланов

Движения, рассмотренные здесь: Поворот актераПодъем актераАктер садится или наклоняется, были движениями на месте. А теперь освободим нашего актёра и разрешим ему ходить и бегать. Бег или ходьба, непрерывные или с перерывами - это самые распространенные движения при съёмках фильма.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИХ КОНТРПЛАНОВ.

СЛУЧАЙ 21.

Внешний контрплан, представляющий ходьбу или бег, отражает движение актёра в двух неопределённых направлениях, приближающегося или удаляющегося по прямой линии от камеры. Эти два направления могут быть противоположными для первого представления. Операция не сложная. В первом плане мы видим, как актёр удаляется. Во втором плане - он направляется к нам и останавливается. Треть движения попала в первый план, две трети - во второй (рис. 11.21).

11.21 Внешний контрплан камеры для съёмки линии движения

Отметим, что обе позиции камеры по одну сторону от линии движения. Что важно, когда объект виден на заднем плане в первом кадре, а затем на переднем плане во втором? Важно, чтобы этот объект занимал одну часть сценического пространства в обоих планах. Для двух планов камера может быть расположена как на одном уровне, так и на разных уровнях. Вместо того, чтобы идти по направлению к объекту, наш актёр может направляться к человеку, ожидающему его. Используется та же техника. Пропорции траектории в каждом плане могут быть обратными: две трети движения - в первом плане (когда он удаляется), и треть - во втором (направляется к нам).

СЛУЧАЙ 22.

Ещё одним приёмом может быть использование двух базовых контрпланов. В первом плане актёр направляется к нам, во втором -удаляется. Он не выходит из кадра ни в одном из планов. Когда, направляясь к нам, он достигает полного кадра, мы переходим ко второму плану, где видим его спиной, удаляющегося в неопределённом направлении, снятого полным кадром или средним планом (рис. 11.22).

11.22 Движение в неопределённом направлении снято с позиции камеры в фас или сзади, сейчас в каждом плане актёр в кадре

СЛУЧАЙ 23.

Движение ходьбы или бега может быть непрерывным движением или движением с перерывом.

Возьмём второй вариант. Движение один раз прерывается на пол­пути.

Наш актёр приближается, останавливается на мгновение, затем идёт по направлению к своей цели.

Порядок монтажа показан на рисунке 11.23.

11.23 Движение ходьбы с перерывом может быть снято двумя планами

План 1. Актёр А идёт на нас, останавливается, приближенным планом смотрит за кадр вправо. Он молчит, а возможно, и что-то произносит.

План 2. Контрплан. Актёр А направляется к актёру В, который ждёт его на заднем плане.

СЛУЧАЙ 24.

Непрерывное движение в определённом направлении может быть снято, исходя из четырёх позиций камеры, как показано на рис. 11.24.

11.24 Актёр, направляющийся на установленное расстояние, может быть снят с четырёх позиций камеры

План 1. Актёр А на переднем плане, спиной. Актёр В ждёт на заднем плане. А идёт к нему. Он удаляется от нас.

План 2. Контрплан. Актёр А приближается и останавливается. Он смотрит за кадр вправо.

План 3. Контрплан. Актёр А - на первом плане, спиной; Актёр В виден в глубине кадра. А направляется вновь к актёру В, который ждёт его.

План 4. Контрплан. Актёр В - на переднем плане, спиной. Он ждёт. Актёр А подходит к нему и останавливается перед актёром В.

Актёры постоянно остаются в одном ж том же секторе кадра во всех планах, где представлено движение актёра в виде фрагментов.

СЛУЧАЙ 25.

Если движение с неопределённым направлением, где актёр идёт или бежит, снимается с двух позиций с верхней точки, актёр в одной позиции будет подниматься вверх, в другой - опускаться вниз (рис. 11.25).

11.25 Движение в неопределённом направлении, снятое с двух позиции с верхней точки, будет представлено сверху вниз в первом плане и снизу вверх - во втором

Когда мы переходим от одного плана к другому, предметы или люди, которые, окружают актёра в движении, переместятся из одной части кадра в другую.

СЛУЧАЙ 26.

Движение, снимаемое из двух внешних противоположных позиций, не всегда имеет неопределённое направление. Чаще всего, актёр движется по диагонали, которая начинается в одной части кадра, затем пересекает кадр в центре. Пять предыдущих примеров, которые мы использовали, показывают такое движение, где актёр может идти или бежать по наклонной. Иногда, направление этой наклонной может перейти в непрерывное движение, как это происходит в нашем следующем примере, показанном на рисунке 11.26.

11.26 Иногда направление движения меняется во втором плане, чтобы создать впечатление непрерывного движения в первом и во втором планах

Реальное направление актрисы С меняется от первого плана ко второму плану таким образом, что на экране она появляется в непрерывном движении в обоих планах. В двух планах, на которые разделено это движение, актриса перемещается в той же части кадра справа к центру по диагонали. В первом плане актёры А и В поворачиваются спиной к камере. Актрису С мы видим, проходящей за спиной актёра В и направляющейся к центру кадра.

Когда мы делаем перебивку и даём затем контрплан, то актёры А и В находятся в противоположном расположении в кадре, лицом к камере. Актриса С, которую мы видим на первом плане в правой части кадра, отдаляется от нас к центру кадра и останавливается лицом к другим актёрам.

Вторая фаза движения ложная, так как контрплан второй позиции меняет направление движения актрисы: она должна перемещаться слева к центру.

Чтобы достичь ощущения непрерывности движения, меняют направление движения, давая во второй фазе движению такое же направление, как и в первой.

Категория: Манипулирование движением на экране | Добавил: atamanov (04.03.2016)
Просмотров: 684 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]